"Культура Тела" №4' 2003
Поздний субботний вечер. Я еду в знаменитый на всю Москву фитнес-центр «Марк Аврелий». Там я должен встретиться со знаменитым Динамитом – популярным актером и силачом Владимиром Турчинским. Волнения, которое обычно испытывают репортеры перед встречей со знаменитостью, нет и в помине. Все-таки не первый год знакомы. Ровно в 22.30 я захожу в клуб. Турчинский уже ждет. Он выходит навстречу и протягивает руку для приветствия. Ладонь – такая, какой и должна быть длань атлета: широкая, сильная и теплая. Густой сочный бас произносит слова приветствия. На лице – улыбка радушного хозяина без даже тени усталости после тяжелого дня. Вот только само лицо худее обычного. «Да вот, худею,» – словно читает мой взгляд Володя. Тут же напрашивается первый вопрос…
А почему ты решил «подсушиться»?
Требований особых не было, просто, когда начали снимать третью серию «Кобры», а она была написана целиком под меня, приходилось много бегать, прыгать и так далее. С весом в 130 кг мне это все тяжело было делать. Возникали не особо приятные ощущения в коленях, в спине. Дай, думаю, «подсохну». И первый раз в жизни я сел на культуристическую диету. Это здорово отличалось от того, как я раньше «гонял» вес, когда борьбой занимался. Там гонишь и гонишь, не важно что: мышцы или жир. Постепенно я втянулся, и теперь просто интересно, до чего все это может довести. Все-таки хотелось бы соответствовать должности Всенародного достояния, простите за скромность.
То есть ты собираешься продолжать в том же духе?
Пока мне диета легко дается. Тут на днях у меня был срыв, когда я напился и наелся. После этого встал на весы и «потянул»112 кг. То есть оказалось, что вес продолжал падать! Самое интересное, что в теории я все это знал. Моя жена Ирина – инструктор по фитнесу, работает в тренажерном зале, кстати, вице-чемпионка Москвы по бодифитнесу. Она сейчас вплотную занялась диетологией, читает лекции на эту тему. Как-то она меня напрямую спросила: «Что ты делаешь? Почему голодаешь? Тебе надо чаще есть, и тогда ты не будешь тормозить обменные процессы!» Когда я стал делать именно так, вес пошел вниз.
Читателям будет интересно познакомиться с диетой от Динамита
Все предельно просто: первая половина дня – углеводы, вторая – белки. Это не в буквальном смысле раздельное питание, просто с утра я делаю акцент на углеводы, поскольку сам в это время обычно тренируюсь, и вообще львиная доля дел приходится на первую половину дня, ну а вечером подкрепляю силы творожком. Я знаю, что культуристы не очень жалуют творог, мол, «заливает» от него, но, поскольку я все-таки не являюсь культуристом в чистом виде, то позволяю себе этот продукт. Из углеводов ем гречку, рис, из белка – мясо, курицу, белковые коктейли.
От пищи белковой перейдем к пище духовной. Сейчас ты снимаешься в кино, причем много и успешно, хотя и не являешься профессиональным актером. Почему – кино?
Наверное, потому, что я по природе своей – шоумен. Сколько я себя помню, даже когда занимался борьбой и выступал на соревнованиях, не специально, просто так само собой получалось, до схватки и после я устраивал некое шоу. Я песни пел, устраивал целое мини-представление. Мне даже говорили: «Ты красиво бросаешь, красиво падаешь».
С чего началась твоя карьера в кинематографе?
Моим дебютом в кино был сериал «Кобра». Я снимался во всех сериях. На данный момент вышло фильмов восемь, и сериал продолжается. Затем был «Спецназ». Потом фильм из пяти серий «Родина ждет». Это не сериал, а именно фильм. После этого – «Русский спецназ». Сейчас рассматриваю предложения на участие еще в трех фильмах. На самом деле график съемок такой, что уже идет захлест. Я стал довольно часто бывать на «Мосфильме». Причем не специально туда приезжаю. Скажем, еду мимо, звоню ассистенту режиссера: «Деньги появились?» – «Появились». – «Зайду заберу». Идешь по коридору, наталкиваешься на заинтересованное лицо: « А вы кто?» – «Да вот у меня здесь офис…» – «Да вы же наш типаж! И оказывается, наш актер! Отлично! Вот у нас тут пробы». Ну и так далее.
То есть самое главное в актерском деле – оказаться в нужное время в нужном месте.
Да! Так я удивился… Как-то раз я ждал, пока Иринку пробовали, так зашло шесть или семь человек, которые принесли свои фотографии с указанием контактных телефонов на обороте. Это раньше режиссеры ездили по стране и искали типажи, а сейчас идет работа с фототекой. Ну а если роль словно написана под тебя – почему бы и не сняться? Знаменитый боксер Валерий Попенченко поехал на Олимпиаду перворазрядником, а вернулся заслуженным мастером спорта. Травмировался первый номер сборной, травмировался второй, и он, запасной, поехал и победил.
Лично я впервые увидел тебя на экране в фильме «Спецназ» и, признаться, удивился и обрадовался: довольно большая роль, мастерское исполнение. Вот только голос показался мне незнакомым…
Получилось вот что. Мне позвонили со студии и наметили сроки для озвучивания картины. Я сказал, что приеду к концу этого срока, но получилось так, что меня не вызвали. Так случается довольно часто. Скажем, москвичей в Питере переозвучивают питерцы, и наоборот. Это чисто денежный вопрос: не нужно лишний раз оплачивать проезд актеров и т.д.
Этот чужой голос довершил в фильме образ твоего героя как совершенно «дубового» служаки.
Мне, кстати, режиссер говорил об этом, но если уж я сумел сыграть «дуба», то и голос подрегулировать для меня не было бы проблемой (говорит подчеркнуто низким голосом). Я потом познакомился с человеком, который меня озвучивал. Это оказался один из продюсеров сериала «Менты». Совершенно худенький товарищ. Смешно было, когда я его увидел – настолько вид и голос не вязались между собой.
Твой труд в качестве актера солидно оплачивается?
Сейчас уже это можно назвать нормальным доходом. Но из-за того, что я известен в этой среде не так, как в спортивной тусовке, уровень моих гонораров несколько ниже гонораров первых лиц нашего кинематографа, и здесь у меня чисто спортивный интерес в том плане, что я хочу поднять свой статус. Конечно, если мое актерское мастерство будет соответствовать, скажем так, «занимаемой должности». К примеру, в «Русском спецназе» мне заплатили нормально. Но это – полнометражный фильм, а полнометражный фильм и сериал – это абсолютно разные вещи. Они по-разному оплачиваются. В «Русском спецназе» я отработал две недели. И все. А в сериале две недели съемок – это одна серия. А фильм состоит из двух серий. В «Кобре» запланировано 12 фильмов по 2 серии. Итого 24 серии. Почему в Америке более высокооплачиваемыми считаются актеры, снимающиеся в сериалах, а не в блокбастерах? А сколько в Санта-Барбаре серий? Бог его знает. То есть это безбедная жизнь в течение многих лет. А здесь снялся раз и не знаешь, как пойдет дальше.
Назревает вопрос: а тебя самого в Голливуд еще не приглашали?
Скажем так: сейчас переговоры ведутся, причем на таком уровне, что я даже загадывать боюсь, потому что это может перевернуть всю мою жизнь. Мой друг популярный актер Валерий Николаев говорит, что мой типаж там более востребован, чем его. И это при том, что у него контракт с Голливудом. И это действительно так. Американцы мне говорят: « Уровень Шварценеггера – это, конечно, здорово, но в вас мы видим достаточно спортивного, но более опасного человека по посылу. А когда вы начинаете улыбаться, вы – самый что ни на есть комедийный актер!» Но я не хочу в это верить и не буду, пока это не осуществится. Пойдет – не пойдет...
А ты не допускаешь, что лет через двадцать тебя будут знать именно как актера, а о том, что ты начинал как силовой шоумен, даже и не вспомнят?
Ну, дай Бог (задумчиво). У меня постоянно менялась зрительская аудитория. Сначала были «Гладиаторы» – это был один уровень зрительской аудитории, потом, после этого, была программа «Папа, мама, я – спортивная семья». Потом пошло кино – это третья зрительская аудитория. Порой, заходя в тот же «Макдональдс», мне приходится слышать: Папа, смотри! Вон сидит Турчинский, он ведет передачу «Папа, мама». Эти дети не знают меня как гладиатора или как силача. Но ничего плохого я в этом не вижу.
Сейчас самое время вспомнить проект «Гладиаторы». Почему он не пошел? Ведь это было потрясающее спортивно-игровое шоу…
Первый проект не пошел потому, что устроители заработали не так много, как хотели. Что касается второго, когда уже российская сторона начала финансирование, то была проведена очень грамотная «подготовка», чтобы это шоу «скисло». В Австралии, Англии и Америке на чем оно держалось? Спад зрительского интереса в одной стране – подъем в другой. А поскольку шоу международное, то это обеспечивало постоянно высокий уровень интереса к программе. Все специально было сделано так, чтобы всплеск зрительского интереса пришелся на Россию, а у нас как раз разразился дефолт. А я уже набрал команду, Юра Мельников – популярный культурист, кстати, был в ней, даже и не помню, какое у него было прозвище… Чуть ли не Терминатор…. Мы вовсю тренировались, люди получали зарплату, готовился реквизит. И вот обвал – финансирование прекратилось. И потом, нужен был человек, который бы это все двигал. А я переключился на конкурсы силачей «Стронгест Мэн». И тем не менее дня не проходит, чтобы ко мне кто-то не подошел и не спросил, когда будут «Гладиаторы», и я отвечаю, что, пока я жив, когда-нибудь что-нибудь, может, и будет. Мне рассказывали, что в Бирмингеме, на той самой арене, где проходило первое шоу, до сих пор мои фотографии висят… А ведь сколько лет прошло…
То есть народу это нравилось?
Дело в том, что ни до, ни после ничего подобного не было. Были попытки сделать шоу «Три богатыря» и еще что-то, но это были жалкие потуги. «Гладиаторы» снимались на высочайшем уровне. В съемках было задействовано 15 камер! Это было живое шоу, хотя по ТВ оно шло и в записи, поэтому я сомневаюсь, что у кого-то, кто к этому не имел отношения, может получиться нечто подобное.
Ты уже много лет – практически бессменный ведущий соревнований по бодибилдингу, и с каждым годом ведешь все лучше и лучше, хотя раньше, бывало, не все проходило гладко…
Я помню, с какого момента это пошло. Это был, наверное, 1998-й год. На сцене стояли знаменитые атлеты Шелестов, Макшанцев и кто-то еще. Зал кричал: «Шелестов лучший! Макшанцев лучший!» А перед ребятами выступали женщины, и я сказал: «А по-моему, Тихонова – лучший!» Тихонова, обладательница титула «Мисс Вселенная», обиделась. Я потом говорю: «Ребята! Вы занимаетесь экстремальным видом спорта и должны быть готовы к такой реакции. Потому что должно быть шоу». А зрителей тоже надо воспитывать, учить правильно воспринимать эти соревнования. А если молчать, то турнир будет напоминать выставку быков на ВДНХ – провели по кругу, и все. У меня на этот счет есть удачная фраза: «Ты конечно лучше, потому что больше!»
А тебе самому нравится, как ты ведешь?
Мне единственный раз понравилось мое ведение на первом Гран-При Айронмэн». Потому что меня никто не сдерживал, а кроме того, из-за организационных накладок постоянно возникали паузы, которые надо было заполнять. Класс! Просто бенефис!
Если тебя будут приглашать дальше, ты будешь участвовать?
Конечно, потому что хотя мне за ведение платят, я занимаюсь этим не из-за денег. Я могу заработать и в другом месте. Но мне нравится общаться.
Тяжело стоять по 5-8 часов у микрофона?
Я привык. Я постоянно провожу много времени на ногах.
В киношной тусовке тебя воспринимают как культуриста, хотя на самом деле ты им не являешься. А сам ты отделяешь себя от культуристов?
Я не отделяю себя от культуристов, просто я в отличие от большинства людей серьезно отношусь к тому, чем они занимаются. Почему? Да потому что достаточно большое количество людей из этой когорты являются хорошими моими товарищами.
Как ты думаешь, почему культуристы не особо популярны, почти не показываются на экране? Ведь среди них есть немало красивых, образованных и талантливых людей.
Я могу это объяснить. Начну с того, что, как это ни удивительно, но кинематографисты воспринимают меня именно как культуриста, несмотря на то, что я не занимаюсь культуризмом как таковым. Но раз есть мускулы, значит ты – культурист. Во-вторых, тебя бы удивило количество фотографий наших известных атлетов, которые я видел в различных актерских агентствах. Там не было только моих фотографий, они были взяты из интернета или откуда-то еще. То есть в кино пробовались практически все, но получается не у всех, а значит, не только в мускулах или умении общаться дело.
Хотя умение общаться, как-то себя преподнести, быть гибким, уметь терпеть и ждать – тоже дорогого стоит.
Естественно. Меня убивает, когда человек выигрывает чемпионат Москвы по бодибилдингу, его приглашают на классную тусовку, ожидаются телевизионщики. А он говорит: «Сколько?» Я вспоминаю, что перед тем, как я начал что-то реальное зарабатывать, лет пять-шесть я точно ничего не получал. При том, что я был такой же классный (улыбается). Тогда я даже больше железо таскал, фанатизма было больше. Но трудно объяснить это человеку. А потом, все-таки многое от характера зависит. Согласись, что элита бодибилдинга – это сто человек, а пятикратный обладатель титула «Мистер Олимпия» Ронни Колмэн – один. Почему? Потому что помимо того, что у него мышц до хрена, он еще и разговаривать умеет. Простите, почему в масс-медиа Шварценеггер ассоциируется с кино, а с телевидением ассоциируется Ли Хейни (восьмикратный обладатель титула «Мистер Олимпия» – Прим. ред.)? А потому, что у него было замечательное ток-шоу, он здорово языком работает. Вот и все. Элитных атлетов пока не спешат приглашать на серьезные роли в кино, но ведь они могли найти себе какое-то иное применение в шоу-бизнесе. Ты же ведь был довольно известен еще до начала карьеры в кино. Понимаешь, в чем дело: соревнующийся культурист, на мой взгляд, вынужден быть зациклен на своих мускулах. Я к этому всегда относился немного по-другому, потому что изначально я занимался борьбой, а не железом. Во мне был силен дух единоборства и желание попробовать себя в других амплуа. Пойми меня правильно: если человек изначально ворочает железо, то в любом случае он несколько ограничен в своей подвижности. Я всегда спрашиваю, когда у меня хорошее настроение: а культуризм – это вид спорта?
Думаю, что да...
Стоп! Каждый вид спорта тренирует какое-либо физическое качество. Согласен? Что тренирует культуризм? Вот берем атлета в лучшей соревновательной форме. Как атлет что он из себя представляет? Что он может показать в этой форме? Ничего. Прикладное значение культуризма переоценить невозможно, потому что это и реабилитация после травм и ожогов, исправление осанки, и это действительно здоровье, действительно сила. А соревновательный культуризм, на мой взгляд, это – шоу. Но для того, чтобы это было супершоу, которое приносит деньги, культуризм нужно раскручивать. А для рекламы нужны личности. Но культуристов как личностей не раскручивают. Кого мы знаем в масс-медиа как культуриста? Невского. Почему никто открыто не рассказал, кто этот человек? Я по отношению к нему не испытываю абсолютно никаких отрицательных эмоций, но он же действительно не культурист. Я ни разу не видел ни одного его фото с соревнований. Петрухин (ведущий программы «Железный фактор» на канале НТВ+ – Прим. ред.) у нас культурист. Потому что он личность. Можно неоднозначно относиться к той политической деятельности, которой в свое время начал заниматься Юрий Петрович Власов, но он – личность. И Валентин Иванович Дикуль – тоже. И пусть кто-то считает, что у него блины на штанге пластилиновые. Наплевать! Сам факт того, пожал он или не пожал рекордный вес, поднял такую бучу! О чем и речь. Я признаю, что необходимо некоторое количество людей, которые были бы истинными фанатиками спорта, но в то же время я искренне желаю ребятам, которые участвуют в соревнованиях по культуризму, по силачам, чтобы они стали популярными. Однако дело не только в самих атлетах. Люди, которые имеют возможность в масс-медиа каким-то образом поменять отношение к сильным людям, не делают этого. Почему? А хрен его знает. Был случай, когда в город Омск на выступление могли повезти силовое шоу Динамита или шоу трансвеститов, Повезли трансвеститов. Почему? Потому что они на слуху, трансы – это однозначно скандал, это вызывает любопытство. А почему вызывает? Вот недавно, к примеру, на МТV прошла программа Тутты Ларсен «Разум и Чувство». На нее были приглашены викинги, трансвеститы и я. Причем все вопросы, которые я задавал трансвеститам, были вырезаны. Там получилась ситуация и смешная, и грустная. Трансам задали вопрос: а если бы вас призвали в армию, как бы вы вели себя в атаке. Один говорит: «Я бы юбочку задрала, помахала, враги бы опупели, наши бы подбежали и всех перестреляли!» А в студии сидят девчонки из погранучилища. Конечно, они возмущенно встают: что это за чепуха, о чем вы говорите? Конечно, тут же подбегает редактор и кричит: не надо, они же артисты. Но если они артисты, то должны быть готовы к любому вопросу .